Все Русские Святые, молите Бога о нас!

1 марта 1923 года. Таганская пересыльная тюрьма.   В одиночной камере Владыка Афанасий (Сахаров), ожидая ссылки в Зырянскую область, совершает освящение походного антиминса в честь Всех русских святых для своей келейной церкви. Эта церковь становится первой, посвященной Русским святым, и благодаря трудам епископа Афанасия православным мир не только на постсоветском пространстве, но и за границей теперь отмечает в 1-е воскресенье Петрова поста этот удивительный праздник.

XVI век. Более 12 лет, с 1529 по 1541 гг., святитель Макарий  Новгородский и его помощники работают над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи. Став уже Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созывает в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решается только один вопрос: о прославлении русских святых и установлении дня общей памяти «новых чудотворцев Русских», которые вместе с уже почитавшимися ранее святыми Русской Церкви составляют сонм ее светильников. Участники Собора 1547 г. так формулируют свое решение: «Уставили есмы ныне праздновати новым чудотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборного пения».

Списки службы и похвального слова Всем русским святым получают широкое распространение уже в XVI в. Однако к концу XVII в. праздник Всех русских святых постепенно забывается, и в итоге на протяжении Синодального периода его почитание в Русской Церкви окончательно утрачивается  и сохраняется только у старообрядцев.

В начале ХХ века, на волне великих трагических потрясений, на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917/1918 года восстанавливается патриаршество, и предстоятелем нашей Церкви становится святитель Тихон. Заслуга восстановления и последующего почитания дня памяти Всех русских святых главным образом принадлежит участникам Поместного собора — профессору Петроградского университета Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Владимирского Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову), которые на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме представляют доклад, в котором, в частности, замечется, что «в наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

Собор не смог осуществить все намеченное, началась гражданская война, но среди принятых положений было и решение восстановить празднование дня всех русских святых.

Первая же такая служба состоялась в 1922 году, в одной из камер Вологодской пересыльной тюрьмы, где вместе оказались епископы и священники гонимой Церкви, и среди них тот, кому Собор поручил составлять службу русским святым, – во время Собора – иеромонах, а теперь уже епископ Афанасий Сахаров. Именно составленный им канон мы молитвенно возносим на Всенощном бдении праздника Российских святых.

До 1946 г. Русская Церковь, разоренная сперва гонениями, а затем Великой Отечественной войной, не имела возможности совершать торжество своих святых. Печатная Патриархийная служба 1918 г. «разошлась по рукам участников Собора… и не получила широкого распространения», сделавшись в короткое время редкостью, а «рукописные списки (с нее) были в очень немногих церквах», а остальные вообще ее не имели. И только в 1946 г. вышла в свет «Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим», изданная Московской Патриархией, после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых в нашей Церкви.

Тем не менее, после выхода в печать службы праздника работа над ее исправлением и дополнением не закончилась. Автор большинства песнопений, святитель Афанасий, продолжал трудиться над службой до своей блаженной кончины, последовавшей в 1962 г.

Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в Русской Церкви является одним из наиболее торжественных дней всего церковного года. Вспоминая этот сонм, теперь мы не только обращаемся к апостолу Андрею Первозванному, равноапостольным Кириллу, Мефодию и князю Владимиру, но и вспоминаем неисчислимое множество новомучеников и исповедников Российских, в число которых вошел в 2000 году и сам епископ Афанасий.

В этот день на бескрайних просторах Святой Руси – «от моря Белого до Черного, от Финского залива до Байкала» — множество храмов и часовен отмечают свой престольный праздник. В их числе и наш – крестильный храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в городе Николаеве.

Множество гостей съехались на наш праздник. Для прихожан и гостей храма стало большой радостью, что возглавил Божественную Литургию в сослужении архимандрита Варнавы (Гладуна), настоятеля Свято-Симеоновского собора протоиерея Геннадия Дьякова  и духовенства Митрополит Николаевский и Вознесенский Питирим. Всем собравшимся Владыка пожелал стать достойными наследниками тех, память кого мы совершали – Всех Русских Святых.

Так келейный храм, антиминс для которого был освящен в одиночной камере Таганской тюрьмы, стал первым среди храмов, прославивших Собор всех святых Русских. И мы верим, что праздник этот никогда более не будет забыт и Русская Церковь будет ежегодно торжественно совершать его до скончания века, поскольку святые Церкви, по слову Спасителя, являются светом для всего мира, и этот свет светит везде и всем, ибо Источник его — Сам Бог (Мф. 5:14-16).

Анастасия Лисицына.

При подготовке статьи использовался материал сайтов otechestvo.org.ua и zavet.ru