(Ко дню памяти святого равноапостольного князя Владимира)

Адмирал Алексей Самуилович Грейг, главный командир Черноморского флота и одновременно военный губернатор Севастополя и Николаева с 1816  по 1833 год, по вероисповеданию был лютеранином. Он был первым ребенком в семье знаменитого вице-адмирала Самуила Карловича Грейга (1736-1788), героя сражения при Чесме, выходца из Шотландии, принявшего российское подданство. За исключительные заслуги его отца при рождении младенца восприемниками стали Екатерина II и граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Мальчика назвали Алексеем в честь графа Орлова.

Ныне центр города Николаева «украшает» памятник «вождю пролетариата». До революции магистрат Николаева постановил считать Грейга за заслуги в развитии города «вечным гражданином», и горожане в его честь поставили на Соборной площади, которая сейчас  «носит» имя площади Ленина, в 1873 году памятник, выполненный по проекту М.О. Микешина известным скульптором А.М. Опекушиным. Памятник не сохранился, он был разрушен во время революции, а бронзовый барельеф с портретом адмирала был украден.

С 1788 по по 1808 год Алексей Грейг служил в Российском военном флоте, начав службу 13-летним. Участвовал в антифранцузской коалиции, русско-турецкой войне 1806-1808 года, приобретая неоценимый боевой опыт. Опыт этот – быстрое и точное принятие решений с максимальной экономией человеческого ресурса и боевого инвентаря – как ни странно, пригодился ему в мирной жизни.

В 1816 году началась новая эпоха в деятельности Алексея Самуиловича Грейга, которая продолжалась 18 лет и принесла ему уважение и любовь всего флота. 2 марта 1816 года он был назначен командиром Черноморского флота и портов, генерал-губернатором Николаева и Севастополя. К 1816 году на Черноморском флоте практически не осталось годных судов и хорошо подготовленных моряков. С назначением молодого, энергичного, образованного и любящего море вице-адмирала Грейга состояние Черноморского флота быстро изменилось к лучшему. Он начал с научной организации дела – учредил при Черноморском адмиралтейском департаменте распорядительную часть, занимавшуюся перепиской, создал Артиллерийское управление, улучшил Депо карт, придав ему типографию и художников-граверов из числа моряков, ввел должности начальников отделений, усовершенствовал канцелярское дело и добился перевода архива Черноморского флота из столицы в Николаев, чем сократил переписку. В 1826 году флотоводец впервые в практике России создал штаб флота для организации боевой подготовки и разработки планов действия в военное время. Грейг преобразовал все отрасли флота, лично участвовал в разработке новых чертежей для строительства кораблей. Молодых и способных морских офицеров Грейг посылает в Англию для изучения корабельного дела. Он проводит экзамены всем офицерам и служащим Черноморского флота и сам возглавляет экзаменационную комиссию, «весь флот начал учиться». В Николаеве и Севастополе им были созданы морские библиотеки, первые в России. Срок строительства любого корабля Грейг ограничил двумя годами, чтобы деревянные корпуса не начинали гнить уже на стапеле. В результате корабли теперь служили до капитального ремонта не 5-6 лет, а 11-17. Грейг ввел на судах громоотводы, цепные канаты, заменил каменный балласт чугунным, кирпичные камбузы — железными. В каютах появились иллюминаторы, лампы вместо сальных свеч, в фонарях — стекло вместо слюды. На каждой палубе корабля Грейг установил орудия одного калибра, что упростило снабжение боеприпасами.

Адмирал Алексей Самуилович Грейг, шотландец по рождению, был настоящим патриотом России. Зная, что Корсунь стала местом принятия крещения святого равноапостольного Великого князя Владимира, и отсюда началось распространение христианства на Руси, именно адмирал первым подал идею увековечения этого события. Это была не пустая идея — по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины трех древних христианских базилик, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города, что позволило Грейгу подать соответствующее прошение государю. По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или Корсуни, как его называли древние русичи. Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Уже в 1850 году ходатайством святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель. Ещё в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. 23 августа 1861 года, после Крымской войны, состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны. Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского, левый – во имя святого Апостола Андрея Первозванного. В алтаре Верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор были переданы мощи 115 святых.

Находясь в должности командующего Черноморским флотом до 1833 г., А.С. Грейг сделал очень многое. В частности, в 1827 году по его инициативе в Николаеве была построена крупнейшая в России Морская астрономическая обсерватория. Для обустройства Николаева в городе были воздвигнуты портовые сооружения, создано кредитное общество, активизировалась морская торговля. При Грейге в Николаеве появился Морской бульвар, начались работы по освещению города, прокладке тротуаров, открыты мужские и женские училища, построен приют. Город украсился новыми зданиями, активно озеленялся. Николаевская лютеранская кирха также была воздвигнута попечением неутомимого адмирала, и здесь имелся серьезный личный компонент – когда адмирал намеревался жениться на простой жительнице города Николаева, Юлии Михайловне Сталинской, за отсутствием пастора он был вынужден заключить брак в православной церкви.

Когда в 1833 году Грейга перевели в столицу, он сдал флот своему ученику контр-адмиралу М.П. Лазареву в гораздо лучшем состоянии, чем принимал. 3 августа 1833 года адмирал был назначен членом Государственного совета. И в этом качестве он активно работал, готовил документы и выступал по различным вопросам, состоял председателем комиссий военных и морских дел, законов и законодательства, экономики, гражданских дел, возглавлял «Вольное экономическое общество», Комиссию по вопросам кораблестроения и др. В 1834 году Грейг, почетный член Петербургской Академии наук (с 1822), был избран председателем Комиссии по строительству Пулковской обсерватории. Крупнейшую в мире обсерваторию на Пулковских высотах в 20 километрах от Петербурга торжественно открыли 7 (19) августа 1839 года. За заслуги в ее сооружении Грейгу была объявлена высочайшая благодарность. В 1843 году Грейг был награжден высшим орденом Российской империи – орденом Св. Андрея Первозванного. Обсерватория вскоре стала астрономической столицей мира.

На карте Николаевской области сохранилось только одно напоминание об адмирале – село Грейгово Жовтневого района. Николаевские улицы носят названия людей, не только совершенно далеких от его истории, а зачастую оставлявших в мировой истории кровавый след – Карла Либкнехта, Михаила Фрунзе, Карла Маркса и Фридриха Энгельса… Имя адмирала Алексея Грейга, военного губернатора Николаева, отличившегося и в знании морского дела, и в сражениях, и в научных трудах, и в благоустройстве Николаева и Севастополя, и увековечении Российской флотской и исторической славы, сегодня полузабыто. Пройдите по Адмиральской – ведь эта улица помнит шаги великого адмирала…

Но имя флотоводца осталось на карте. Российские мореплаватели в его честь назвали мыс Грейга в Бристольском заливе Берингова моря и остров Грейга в Тихом океане, в архипелаге Россиян.

Люди, приезжающие в древний Херсонес Таврический поклониться памяти святого равноапостольного князя Владимира, порой и не знают, что восстановление этого Национального заповедника – во многом заслуга адмирала Грейга. Шотландца по рождению. Лютеранина по вероисповеданию. И настоящего патриота Русской земли.