В царствование Государя Николая II для общецерковного поклонения Священным Синодом был канонизирован ряд святых: Патриарх Московский Ермоген, святители Питирим Тамбовский, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, Иоанн Тобольский, восстановлено почитание святой Анны Кашинской, прославленной Собором 1649 г., но Московским Собором 1677 г. отменившим ее почитание, в связи со старообрядческим расколом.

В этом ряду особо выделяется прославление преп. Серафима Саровского. После кончины преподобного насельницы Дивеевской обители были так убеждены в святости батюшки, что еще в 1875 году приготовили левый придел Свято-Троицкого собора для мощей  о. Серафима. Его пророческая фраза «я усну в Сарове, а проснусь в Дивееве» начала сбываться лишь в 1903 году, и для этого понадобилось прямое влияние Царской семьи. Епископ Вениамин (Федченков) указывает, что смущение произвело состояние останков прп. Серафима – святые мощи не сохранились в целости. Русские люди так привыкли к мысли о нетленности останков святых, что некоторые смутились этим событием. Первенствующий член Святейшего Синода, Митрополит С.-Петербургский Антоний (Вадковский) опубликовал особое послание, где разъяснил, что святость праведных людей определяется их богоугодной и благодатной жизнью, а потом уже чудесами… И вообще, от многих святых не сохранилось даже мощей.

Канонизация была назначена на 19 июля 1903 года, на день рождения отца Серафима. В канун прославления многочисленные крестные ходы из разных городов стекались к месту прославления Чудотворца. Прибыл и Государь с семьей, Великий князь Сергей Александрович с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной. В письме из Сарова она написала: «…Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру! Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как они молились, как плакали – эти бедные матери с больными детьми, – и, слава Богу, многие исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за нее мать!»

17 июля 1903 г. по старому стилю была совершена панихида по «приснопамятному иеромонаху Серафиму». Так начиналось прославление  Саровского Чудотворца. И вот настал момент, когда «после пения «Хвалите имя Господне» все стали на колени, а священнослужители запели величание преподобным: «Ублажаем, ублажаем Тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память Твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов». Этот момент и считается церковным прославлением святых»[1].

И еще из воспоминаний еп. Вениамина: «К этому времени в Саров со всех концов Святой Руси сошлись не меньше ста тысяч человек, для помещения которых был создан вокруг монастыря целый временный «Городок» из дощатых бараков. Святая Русь пришла на торжество своего святого, родного, «нашего батюшки». С великою верою обходили богомольцы святыни Саровские. И снова, и снова потекли чудеса…»[2]. Императрица Александра Федоровна молилась преподобному о даровании ей сына. Когда через год Наследник престола родился, по желанию Императорской четы престол нижней церкви, построенной в Царском Селе, был освящен во имя преподобного Серафима Саровского[3].

Но на Руси были и иные времена, когда государство подавляло церковную автономию и диктовало свои правила. И речь не о XX веке безбожных гонений…

В петровскую эпоху Синоду предписывалась крайняя осторожность в вопросе канонизации святых. При Петре  не состоялось ни одной канонизации святого. Праздник, установленный 30 августа 1724 г., был связан с перенесением мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Церковным торжеством стало и празднование годовщины победы русского оружия в Полтавской битве (9 июня). Петра занимала не сакральная, а практическая земная деятельность Церкви.

Петр I считал, что привилегии, которыми пользовались монастырские имения, мешали как правительству, так и обществу. Первое мероприятие в церковной политике 1697 г. определяло ежегодное предоставление расходных книг в дворцовое ведомство. Так устанавливался контроль государства над монастырским землевладением. Будучи рационалистом, Петр I, наибольшее значение в религии придавал этическому содержанию. Основываясь на словах Писания: «блюдитесь закваски фарисейской» (Мф 16:16), он обвинял монахов в грехе лицемерия, ссылаясь на примеры из монашеской жизни, в которой действительно был ряд отрицательных явлений. Петр I  ценил материальное служение обществу, смотрел на монахов, как на людей, которые «поядают чужие труды» и  от которых являются «забобоны, ереси и суеверия». Припоминал из византийской истории, что государство  в последнее время своего существования  имело огромное количество монахов и не могло набрать солдат для обороны от турков. Это определило позицию царя по отношению к монашеству.

Первой серьезной переменой в строе Русской Церкви было учреждение Монастырского приказа. Это была светская организация, подчинявшаяся только указам царя. Главной целью деятельности приказа был перевод церковных вотчин и доходов в ведение государства. От монастырей требовалось благотворительное служение обществу. В ограничительных целях было определено не строить новых монастырей без разрешения св. Синода, объединять малые монастыри, а их церкви обращать в приходские. Строже стали условия пострига и свободы перемещения монахов: их сообщение с миром по возможности пресекалось.

Первая после учреждения Синода канонизация – митрополита Димитрия Ростовского – была  совершена в царствование императрицы Елизаветы 29 апреля 1757 г. Этому предшествовало обретение его нетленных чудотворных мощей 21 сентября 1725 г. Обретение мощей епископа Иркутского Иннокентия произошло в 1764 г. при Екатерине II. Однако его прославление состоялось при Александре I в 1804 г. 2 сентября 1796 г. открылись цельбоносные мощи преподобного Феодосия Тотемского. Празднование его памяти установлено Синодом 28 января 1798 года. 7 августа 1832 состоялось прославление Воронежского святителя Митрофана, после освидетельствования и заключения синодальной комиссии. 13 августа 1861 г., в день преставления другого Воронежского святителя – Тихона Задонского – состоялась его канонизация.

Прославление Серафима Саровского состоялось, как уже было указано, в царствование Николая II и с его непосредственным участием. Судьба мощей преподобного в XX веке разделила судьбу русского народа: атеистическая пропаганда пыталась использовать их в своих целях. Преподобный Серафим своим примером показал путь деятельного монашества в эпоху потери нормы христианской жизни и реальность достижения христианской цели – жизни в Духе Святом.

 

 

 

 

 

 

Источники:

Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700-1917. Т. VIII. Ч. 1-2. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.

Знаменский П.В., проф. Руководство к Русской церковной истории. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2005.

Толстой М. В. История Русской Церкви. – Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.

Цыпин Владислав, прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период. – М.: Учебный Комитет Русской Православной Церкви. Московская Духовная Академия, 2004.

Прославление преподобного Серафима. Источник: http://diveevo.nne.ru/saints/seraphim/canonization .

Серафимовский Дивеевский православный календарь-сборник. Источник: http://sl.btv.ru/HronikaSerafima/kalendar_2003_1.html .

ПОЛНАЯ справка о Преподобном Серафиме Саровском, фото. Источник: http://yablor.ru/blogs/polnaya-spravka-o-prepodobnom-serafime-sarovskom-f/1871223 .

Святая Княгиня Елизавета. Источник: http://www.netda.ru/belka/text_mil/kniagina_elizabeta.htm .


[1] Прославление преподобного Серафима // Воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова). Источник: http://diveevo.nne.ru/saints/seraphim/canonization .

[2] Там же.

[3] Святая Княгиня Елизавета. Источник: http://www.netda.ru/belka/text_mil/kniagina_elizabeta.htm .