«Что означает: «преобразился»? — говорит Златоустый Богослов: «Приоткрыл, насколько Ему было угодно, немного Свое Божество, и показал таинникам обитающего в Нем Бога. Потому что, как говорит Лука: «Бысть егда моляшеся, видение лица Его ино»; «просветися яко солнце», как пишет Матфей.Школа Феофана Грека. Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор. Дата появления: ок. 1408

…не иное какое сияние Он показал, но то, которое имел в Себе скрытым. Имел же Он скрытое под плотию сияние Божественного естества; так что Свет оный является Светом Божества и не есть созданный» [1].

 

Эти слова кажутся такими далекими от нашего общества, и живут ими возможно единицы. То нагнетание scandalous вокруг Церкви не принесет ожидаемых плодов — правда на земле — продукт не только социальной активности, но преимущественно внутреннего устроения человека. Итак, не поддаваясь на провокации, будем помнить, что,

 

«Божественный Свет   —   превечная божественная реальность, стоящая над временем и сопрягающая все времена, сочетающая временное с вечностью.

Общение с Богом в Свете — полнота бытия святых: «…святые не только видят, но и блаженно переживают сияние  Божие». Этот Свет «имеет достоинство будущего Второго Христова пришествия и будет непрестанно озарять достойных в бесконечном веке». Это «Свет будущего века», «оный Свет слава и царство Отца и Сына». В осиянии этого Света совершается обожение. «Под воздействием этого божественного Света ум становится весь боговидным». «[Отцы] называют Свет боготворящей благодати воипостасным… поскольку слово «воипостасное» многозначно, как и «безыпостасное», они называют благодать обожения воипостасною не как самоипостасную, но как пребывающую в тех, в кого вселилась, а не как естество молнии и грома возникает и [тут же] исчезает». Даже в состоянии обожения сохраняется большая дистанция между Богом и спасенной тварью: «…приемлемое есть всегда весьма малая часть дара, поскольку приемлющий не вмещает всю божественную энергию». «Не мерою дает Бог Духа» (Ин 3. 34) только Христу, «ибо мы все мерою приемлем энергию Духа». Не все получают благодать обожения в равной мере: «…мерою дается, спасительною справедливостью. Раздаятеля каждому по достоинству нераздельно разделяемое». «Божественный Свет везде, но не повсюду явно озаряет. Он един, но не равно светит всем, даже и божественным и боговидным и явно озаряемым» [2].

 

 

 

 

 

—————————-

[1] Святой Григорий Палама Омилия (беседа) на святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным. http://preobrazhenie.paskha.ru/Bogoslovie/SvJatoj_Grigorij_Palama/

[2] Православная Энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/168057.html#part_22