В шестнадцатое воскресение по Пятидесятнице, перед Воздвижением, в Церкви читается рядовое Евангелие  – притча о талантах (Мф., 105 зач., XXV, 14-30). Сейчас под талантом понимается какое-либо внутренне качество человека, его способность, которое помогает ему реализоваться в жизни. Хороший музыкант, хороший строитель, хороший учитель – таланты. Но что понимали под талантом учителя Церкви?

Притча о талантах. Гравюра XVI века

Прямое значение слова «талант» находим в «Библейской энциклопедии» архимандрита Никифора: «счетная монета евреев, равнявшаяся 60 минам, или 6000 драхмам, или 3000 священным сиклям… В Новом Завете слово талант в значении денег упоминается только в притче Спасителя (Мф 25:18 и др.)…».

Притча Спасителя о талантах повествует о человеке, «который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф 25:14-18). Под «человеком» толкователи понимают Самого Господа, ибо только Он истинный подаятель талантов. Феофан Затворник в своих «Мыслях на каждый день года» говорит: «Притча о талантах дает мысль, что жизнь – время торга. Надо … спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может… Ничем нельзя будет оправдаться – ни знатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрел?». Аверкий (Таушев) толкует, что «в обеих притчах под рабами подразумеваются ученики и последователи Христовы, которые получают от Господа, как разнообразные дарования, так и разные внешние блага, которые они должны использовать и умножать во славу Божию, на пользу ближним и во спасение своей души».  Блаж. Феофилакт Болгарский уточняет: «Рабы Его – те, коим вверено служение слова, как то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни – большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты». Под талантами блаженный понимает «дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность». Этот узкий смысл применим к христианам. Но в широком смысле – каждый получает талант… Ведь Суда Божия не избежит ни один человек, хотя поэтический язык Псалтыри говорит, что праведник на Суд не приходит, а грешник не достоин и Суда.

Христианская антропология относит веру, любовь, надежду к сущности человека, к его волевой характеристике, что составляет  основу личности – образ Божий. Вера, как и любовь, зависит от воли и имеет свою направленность. Таланты – способности, силы, имения – получены нами от Бога на время*, и являются нашими энергиями, продолжением божественных энергий. Поэтому и будет нами дан отчет в их употреблении. Веру же и любовь никто не сможет у нас отнять, так как область воли человека закрыта даже от Бога, который любит в человеке Свой образ, но, и другую личность.

Итак, притча о талантах – предупреждение о будущем Суде**. Эсхатологичность этой притчи состоит в том, что, «каждый должен будет дать отчет на Страшном Суде, как он использовал данные ему Богом дарования и внешние блага»***.

 


* Настольная книга священнослужителя. Т. 5. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. С.108.

** Там же. С.109.

*** Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. СС. 242-243.